Свободно получать и распространять информацию это наше право. Оно закреплено во Всеобщей декларации прав человека и в Международном пакте о гражданских и политических правах, а также в Конституции Казахстана, передает корреспондент 7152.kz.
В нашей стране есть два основных закона, которые касаются права на информацию: «О доступе к информации» и «О порядке рассмотрения обращений физических и юридических лиц».
- Важно их не путать, — отмечает юрист Гульмира Биржанова. По закону «О доступе к информации» мы можем написать запрос, чтобы получить информацию от государственных органов, готовые данные, которые у них уже есть. Мы не можем попросить: пожалуйста, проанализируйте статистику за несколько лет, сделайте инфографику и выводы. Зато вправе запросить статистику, открытый бюджетный отчет и так далее. Второй же закон, «О порядке рассмотрения обращений физических и юридических лиц», касается жалоб, обращений, просьб. К примеру, когда граждане пишут в акимат, чтобы решить конкретную проблему.
Запросить информацию может любой совершеннолетний гражданин, и не важно, кем вы работаете и где живете. К тому же писать можно не только в государственные органы. Предоставить необходимые сведения обязаны и субъекты квазигосударственного сектора, такие как Казахтелеком, Казпочта, Казмунайгаз, и все компании, получающие государственные средства, а также монополисты и государственные лица.
В статье 6 закона «О доступе к информации» приводится полный список. Госорганы не должны ограничивать доступ к данным о:
1. Чрезвычайных ситуациях и катастрофах, стихийных бедствиях и их последствиях;
2. Состоянии здравоохранения, санитарии, демографии, миграции, образования, культуры, социальной защиты, экономики, сельского хозяйства, состоянии преступности;
3. Фактах совершения актов терроризма;
4. Состоянии экологии, пожарной безопасности, санитарно-эпидемиологической и радиационной обстановке, безопасности пищевых продуктов;
5. Привилегиях, компенсациях и льготах, предоставляемых государством физическим и юридическим лицам;
6. Фактах нарушения прав и свобод человека и гражданина;
7. Размерах золотовалютного резерва Национального Банка;
8. Формировании и расходовании средств из республиканского и местного бюджетов;
9. Контроле за расходованием средств из республиканского и местного бюджетов (кроме госсекретов);
10. Фактах нарушения законности обладателями информации, их должностными лицами;
11. Массовых репрессиях по политическим, социальным и другим мотивам, в том числе находящейся в архивах (за исключением госсекретов).
Подать запрос можно в устной, письменной или электронной форме. А вот посты в социальных сетях — это не запросы. Хотя зачастую акиматы быстро реагируют на такие обращения и иногда фиксируют их по закону «О порядке рассмотрения обращений физических и юридических лиц», потому что в основном люди пишут о проблемах и просят их решить.
Ответить госорган должен в течение 15 календарных дней. Если информацию нужно уточнить, срок ответа могут продлить еще на 15 дней (при этом вас должны уведомить о продлении). Итого — максимум в течение месяца.
Но в некоторых случаях могут и не ответить, например,если информация считается секретной или в случае, когда она предназначена только для служебного пользования.
- Если с госсекретами все понятно: есть закон, где четко прописано, что это, то пометку «для служебного пользования» чиновники часто используют, чтобы не отвечать. В законе есть такая лазейка. Госорган сам определяет, какая информация относится к служебной, на это повлиять нельзя. Например, если вы запросите детализированную информацию по статьям расходов из бюджета, орган может посчитать, что это ДСП. Но мы считаем, что информация, например, о бюджетных деньгах должна быть открыта, — отмечает Гульмира Биржанова.
Читайте также: В Минздраве разработали протокол лечения COVID-19 у детей.