Подавляющая часть товаров, презентуемых как «эко» в Казахстане, таковыми абсолютно не являются, передает корреспондент 7152.kz со ссылкой на zakon.kz.
Сегодня производители и торговые сети, стремясь привлечь покупателей, все активнее маркируют свою продукцию как «эко», «био», «green», «органическую», «натуральную», «фермерскую».
Однако, по мнению экспертов, подавляющая часть товаров, презентуемых как «эко», даже близко таковыми не являются. Такой обман потребителя уже давно распространен в мире и получил название «гринвошинга», или иначе «зеленого камуфляжа». И сведения о таких товарах могут быть полной или частичной ложью, и не отличаться от прочих ничем кроме высокой цены и дизайна упаковки.
Это явление широко распространилось во многих странах мира, не исключая Казахстан.
К гринвошингу также относятся отсутствие полной информации о составе продукта и/или упаковки; изображение логотипов несуществующих маркировок; сообщение, что товар не содержит каких-то элементов, которые и без того запрещены или в принципе не могут содержаться в нем; картинки с пейзажами и животными; призывы к заботе о природе; активное использование зеленого цвета.
-Есть и более изощренные способы. Например, производить и рекламировать в качестве экологичного типа многоразовые бамбуковые стаканчики. Сюда же относятся якобы натуральная косметика, бумажные стаканчики в кофейнях и биоразлагаемые пакеты, - уточнил алматинский предприниматель Евгений Мухамеджанов
По его словам, обычно гринвошингом занимаются предприятия, которые работают для рядовых обывателей. Потому что обмануть другие предприятия куда сложнее и рискованнее. Но в целом большинство организаций не особо заботятся об экологичности хотя бы для себя. Их руководители не заморачиваются вопросами, чем моют пол их уборщицы, что за воду наливают в офисные диспенсеры, что за еду и в какой упаковке потребляют их сотрудники, и так далее.
Проживающая в Алматы эко-бьюти-блогер и специалист по подбору натуральной и органической косметики Сусанна Григорьян заметила, что помимо сознательного введения в заблуждение существует также путаница в понятиях, которой подвержены, как потребители, так и продавцы.
-Например, термины «органический» и «натуральный» нередко используются как синонимы, хотя это разные вещи. Натуральный значит не искусственный. Натуральными являются огурцы или помидоры, выращенные в теплицы на химических удобрениях, или обработанные затем специальным раствором, чтобы они дольше хранились. Натуральным будет и мясо животных или птицы, выращенных на гормональных добавках, - пояснила С. Григорьян.
Кроме того, в природе в принципе встречаются натуральные, но при этом опасные для живого организма элементы типа мышьяка или урана.
А вот органическая продукция – это уже совсем другой уровень.
Она должна быть выращена, произведена без использования химических удобрений, пестицидов, гербицидов, без гормональных добавок для животных, в районах, где нет никаких промышленных предприятий и автотрасс. Это очень редкая продукция и только она может называться действительно экологичной.