Жители сёл Северо-Казахстанской области повысили уровень цифровой и финансовой грамотности благодаря проекту «Цифровая грамотность на селе», который реализует ОО «Golden Hearts» в рамках программы экстренной помощи «Qolda», разработанной Фондом Евразия Центральной Азии (ФЕЦА) в партнерстве с компанией «Шеврон», передаёт корреспондент 7152.kz.
По итогам двух месяцев обучения охвачено 30 населённых пунктов СКО, проведено 390 консультаций для 748 жителей сёл.
Ключевым фактором успеха проекта стал выбор односельчан в качестве тренеров по цифровой грамотности. Это помогло установить доверительный контакт с жителями сел.
Пандемия ускорила темпы цифровизации в Казахстане и в мире. Возросла значимость доступа к связи и интернету. Практически все услуги перешли в режим онлайн: образование, банковские услуги, услуги правительства. И если городское население быстро адаптировалось к такому переходу, то сельские жители с недоверием относятся к новым изменениям.
Команда проекта вместе с тренерами обучила 13 жителей сел основам цифровой грамотности. Для обучения были приглашены квалифицированный тренер по цифровой грамотности, юрист по теме конфиденциальности данных и безопасности в интернете. Также были специалисты организаций, представляющих онлайн услуги: Казпочта, ЦОН, представители банков. Активисты Объединения инвалидов «Ардос Журек» провели обучение правилам работы с людьми с инвалидностью.
Основная идея проекта - тренером по цифровой грамотности выступает односельчанин, заранее ориентированный на «тёплый контакт» клиентом. При таком формате консультаций у сельчан появляется доверие к тренеру. Благодаря консультациям в форматах офлайн и онлайн, рабочим чатам и личным перепискам, тренеры и организаторы оперативно решали возникающие вопросы и сложности по работе с клиентами.
Самыми востребованными запросами среди сельских жителей были услуги Egov mobile (получение справок о вакцинации, несудимости, правонарушениях); освоение мобильных приложений «Ashyq», «Kaspi Bank» и «Halyk Bank»; сканирование QR-кода; онлайн регистрация в переписи населения; оплата штрафов, налогов, коммунальных услуг; пользование Zoom и WhatsApp, а также регистрация и удаление аккаунтов в социальных сетях.
Благодаря тренерам сельские жители стали больше интересоваться тем, как сэкономить время за счет использования мобильных приложений и получения цифровых услуг. В ходе проекта увеличилось количество безналичных расчетов, сократилось количество поездок в соседний район для получения офлайн услуг. Люди стали больше обращаться к тренерам, потому что увеличилось доверие к их работе. По мнению организаторов, это важный показатель эффективности проекта.