Созвучным времени оказался спектакль по повести Гоголя «Шинель», поставленный на сцене Казахского музыкально-драматического театра имени Сабита Муканова в Петропавловске, передает корреспондент 7152.kz.
Увы, тема страдающего маленького человека сегодня не менее актуальна, чем и двести лет назад. Это, возможно, и подтолкнуло театр предложить приглашенному режиссеру, заслуженному деятелю искусств Калмыкии Баатру Колаеву поставить именно «Шинель».
Роль главного героя бедного несчастного чиновника Акакия Акакиевича Башмачкина отлично исполнил актер Ислам Жақсылық. С каким отчаянием он произносит эту ключевую фразу: «Зачем вы меня обижаете?»
Знакомый со школы сюжет о бедном чиновнике, который с таким трудом скопил деньги на новую шинель, которую украли у него в первый же вечер, режиссер Баатр Колаев превращает в мистическое зрелище, фантасмагорию. Но это лишь для того, чтобы вдохновить зрителя на сострадание к маленькому человеку, за которого некому заступиться.
Публика, конечно, жалеет Акакия Акакиевича. А вместе с ним и себя. Причин тому немало. Достаточно вспомнить, что в Казахстане сегодня более миллиона человек имеют доходы ниже прожиточного минимума, а количество домашних хозяйств, находящихся за чертой бедности, выросло за год на 4,5 процента (по данным Finprom).
В Северо-Казахстанской области зафиксирована рекордная с 1996 года инфляция: подорожали продукты, непродовольственные товары и услуги (по данным бюро национальной статистики).
В Петропавловске общественники побывали на рынке «Дария» и услышали от местных торговцев, что продажи падают по элементарной причине - из-за низких зарплат населения.
Цены выросли не только на продукты, но и ритуальные услуги (на 52,7%). Жить дорого, умирать не по карману! Наш маленький человек мечтает не то что о новой шинели или флакончике «Шанели», ему бы теперь лишней порции «шрапнели» (перловой каши).
Мистический финал, в котором Башмачкин умирает, становится привидением и отбирает шинель у «Значительного лица», дарит призрачную надежду на справедливость, поскольку «Значительное лицо» после встречи с призраком Акакия Акакиевича начинает вести себя с подчиненными гораздо скромнее.
Утешает в спектакле и музыка. Все музыкальные композиции режиссер подобрал сам. В русской «Шинели» неожиданно звучали песни американца Рэя Чарльза и эксцентричной британки Эми Джейд Уайнхаус. Оригинальные костюмы придумала алматинский художник Ботагоз Ахметова.
Баатр Колаев окончил актерский и режиссерский факультеты Российской академии театрального искусства, был главным режиссером калмыцкого драмтеатра в Элисте и хакасского театра в Абакане, поставил порядка 35 спектаклей в городах России и Казахстана. Казахский музыкально-драматический театр им. С. Муканова он считает по-настоящему новаторским.