Судья Петропавловского городского суда Алмас ЖУМАГАЗИН предлагает новый алгоритм условно-досрочного освобождения осужденных, чтобы уменьшить рецидив преступлений, - передает 7152.kz.
Гуманизация действующего уголовного законодательства – это веление времени, благодаря целенаправленной работе государственных органов и общественных объединении уровень так называемого «тюремного населения» в Казахстане значительно снижен. Это благодаря, снижению санкции наказаний, ведению и широкому использованию альтернативных видов наказаний, таких, как штраф, привлечение к исправительным, общественным работам и наконец, использованию ограничения свободы.
Принятие 2 октября 2015 года Верховным судом Республики Казахстан Нормативного постановления №6 « О судебной практике условно-досрочного освобождения от отбывания наказания, замены неотбытой части наказания более мягким видом наказания и сокращения срока назначенного наказания» также послужило обеспечению правильного и единообразного применения норм Уголовного, Уголовно-процессуального и Уголовно-исполнительного кодексов Республики Казахстан по вопросам условно-досрочного освобождения от отбывания наказания, замены неотбытой части наказания более мягким видом наказания и сокращения срока назначенного наказания.
Основная масса совершаемых в стране преступлений – это преступления против собственности – кражи. Как показывает практика, количество лиц, повторно совершивших преступления, к сожалению, достаточно высок. На это есть множество причин, как объективных, так и субъективных. Конечно, в исправительных учреждениях проводится комплекс профилактически-воспитательных мер, проводится работа с осужденными, но все же до конца изучить осужденного и предвидеть его поведения при освобождении практический невозможно.
Статья 96 Уголовно-исполнительного кодекса Республики Казахстан предусматривает, что осужденные, имеющие вторую или третью положительную степень поведения, вправе ходатайствовать перед судом об изменении вида наказания:
1) учреждения полной безопасности на учреждение максимальной или средней безопасности – по отбытии осужденными в учреждении полной безопасности не менее половины срока, назначенного по приговору, постановлению суда;
2) учреждения средней или максимальной безопасности на учреждение минимальной безопасности – по отбытии осужденными, находящимися в облегченных и льготных условиях отбывания наказания, не менее одной четверти срока наказания за преступления небольшой и средней тяжести, не менее одной трети срока наказания – за тяжкие преступления, а ранее условно-досрочно освобождавшимися от отбывания лишения свободы и совершившим новые преступления в период оставшейся неотбытой части наказания – не менее двух третей срока наказания.
2. Не подлежат переводу в учреждения минимальной безопасности осужденные:
1) при опасном рецидиве преступлений;
1-1) за совершение преступлений, предусмотренных главой 15 Уголовного кодекса Республики Казахстан, не возместившие ущерб, причиненный преступлением;
2) за совершение особо тяжких преступлений, а также террористические или экстремистские преступления;
3) к пожизненному лишению свободы, а также осужденные, которым пожизненное лишение свободы заменено в порядке помилования лишением свободы на определенный срок;
4) которым наказание в виде смертной казни заменено лишением свободы в порядке помилования или в связи с применением закона, отменяющего смертную казнь;
5) не прошедшие обязательного лечения, а также требующие специализированного лечения в лечебно-профилактических учреждениях;
6) имеющие отрицательную степень поведения.
3. В отношении осужденных, имеющих третью отрицательную степень поведения и совершивших злостное нарушение установленного порядка отбывания наказания, в суд вносятся представления о переводе из учреждения:
1) минимальной безопасности – в учреждение, вид которого был ранее определен приговором суда;
2) минимальной безопасности, в которое они были направлены по приговору суда, – в учреждение средней безопасности.
Между тем, полагаю, необходимо поэтапное решение вопроса условно-досрочного освобождения осужденных. Так, предложил бы решать вопрос об условно-досрочном освобождении, таким образом:
После того, как осужденный отбыл определенный установленный законом срок, (не имея злостных нарушений режима отбывания наказаний, возместив причиненный потерпевшим или преступлением ущерб), администрацией исправительного учреждения самостоятельно переводится с исправительное учреждение минимальной безопасности, где он должен отбыть не менее 6 месяцев. Это позволило бы подготовить осужденного к условно-досрочному освобождению, проверить его поведение в условиях, максимально приближенных к свободе, чтобы осужденный мог легче адаптировался к жизни без изоляции, и лишь после этого решать вопрос об условно-досрочном освобождении.
По моему мнению, законодательное закрепление подобного механизма снизило бы риск возврата условно-досрочно освобожденного лица в места лишения свободы.
Автор: Алмас Жумагазин, судья Петропавловского городского суда.