18+

Музей СКО: Кимешек — символ материнства

В музее на Севере Казахстана хранятся ценные предметы женского гардероба. И если период создания платья и камзола историки датируют началом 20-го века, то находящийся рядом головной убор женщины-казашки предположительно был сшит в 50-х годах прошлого столетия. Называется он кимешек, — сообщает корреспондент 7152.kz

По узорам на кимешеке можно определить, откуда женщина родом, а по высоте тюрбана, накрученного поверх – ее статус в семье и обществе. Кимешек был, пожалуй, самой важной деталью костюма, завершавшей образ женщины-матери.

- Его надевали после рождения первенца. Кимешек – повседневный головной убор. Он закрывал волосы, шею, грудь. А вот лицо у казахской жкенщины всегда было открыто, - рассказала научный сотрудник музея Галия Балтабаева.

Особенностью кимешека являлась вышивка ручной работы, как правило, тамбурная. Позже появились гладь и «крестик». Лобная часть могла быть также украшена камнями и другими драгоценностями. На кимешеке, представленном в музее, вышивка выполнена красными нитями. И это неспроста. Красный цвет с древних времен олицетворяет силу огня. А женщина, как известно – хранительница очага.

- Кимешек женщины шили из прямоугольного куска хлопчатобумажной ткани. Обязательно выделяли макушку по форме тюбетейки. Далее - от макушки шла ткань, вдоль спины, доходящая ниже пояса и даже до линии колен. Женщины старшего возраста для покрытия головы использовали ткани большей длины, и поверх заворачивали широкую ткань в виде тюрбана, либо просто повязывали платок. В основном казашки носили головные уборы белого цвета, - рассказала Г. Балтабаева.

Белый цвет всегда нёс в себе сакральный смысл. Его сравнивали с материнским молоком, он был символом чистоты, порядочности, честности. Например, белый платок своей невестке дарила свекровь. Это было своего рода благословением.

Известно также о древнем казахском обычае, когда женщина, сорвав с головы белый платок и бросив его между враждующими, могла остановить любой поединок и даже войну.