Это не просто фильм ужасов, а смелый эксперимент режиссёра Куаныша Бейсека, который смешал в проекте жанры хоррора и социальной драмы, - передает корреспондент 7152.kz со ссылкой на "Информбюро".
Режиссёр вплёл в сюжет несколько актуальных для общества тем – коррупцию, гендерное насилие и религиозные аспекты, создав кинематографическое произведение, которое заставляет зрителя не только дрожать от страха, но и глубоко рефлексировать о том, что происходит вокруг.
Действие фильма разворачивается в небольшом посёлке, где отличница и красавица Диана встречает непутёвого Болата. Отказавшись от его навязчивого внимания, Диана сталкивается с агрессией – Болат насилует девушку. В попытке избежать уголовного преследования влиятельные родители Болата заключают сделку с семьёй Дианы. Родители получают крупную сумму, взамен девушка вынуждена вступить в брак с безнаказанным агрессором. Однако после свадьбы в стенах дома семьи Болата разворачивается самый настоящий кошмар.
"Дәстүр" мастерски держит зрителя в напряжении. Каждое новое событие лишь усиливает тревожность и дискомфорт у зрителя. Звуки расстроенной домбры, нашествие мух в дом, таинственно включающийся телевизор – все эти элементы виртуозно переносят сюжет из драмы в настоящий хоррор.
Неожиданно для зрителя Куаныш Бейсек умело переосмысливает западный экзорцизм в кино с мусульманским контекстом. Это создаёт любопытный кинематографический опыт, выходящий за рамки обычного кинопроизводства, и, конечно же, оставляет после себя множество вопросов.
Нельзя оставить без внимания и участие в фильме молодых талантливых музыкантов, таких как Dudeontheguitar, Kalifarniya, Дулат Мухаметкалиев из Ninety Оne. Их музыка органично вписывается в общий контекст фильма, привнося в него дополнительные эмоциональные оттенки.
Сложность заключается в том, что фильм, с одной стороны, привлекает внимание своей новизной и увлекательной стилизацией, с другой – вызывает ряд вопросов о смысловой направленности и целостности сюжета. По мнению критиков, зрители могут испытывать трудности, когда дело доходит до трактовки основных идей, которые авторы картины пытались донести.
Сам Куаныш Бейсек отмечает, что в Казахстане устоялись традиции и стереотипы, которые требуют перемен. В своём фильме "Дәстүр" он берёт под прицел проблемы гендерного насилия и принудительных браков. Тем не менее сюжет внезапно переходит к религиозной теме, отходя от первоначального акцента на проблеме насилия.