Как и обещали, редакция 7152.kz продолжает серию материалов об одном из самых популярных продуктов на наших кухнях – о молоке! Сегодня расскажем о том, с какими трудностями сталкиваются североказахстанские товаропроизводители, пытаясь обеспечить регион молоком «made in SKO», и почему государство не торопится помогать своим? Последний вопрос, скорее риторический…
В последние годы российские производители молока сталкиваются с проблемами в сбыте продукции, ведь Европа для них закрыта. Зато гостеприимные рынки Таможенного союза и стран Центральной Азии смогли стать отличным решением. При этом у соседей имеется огромный запас сухого молока. И зная о дефиците молока в Казахстане, они начали поставлять его нам. Напомним, в 2023 году сухого молока импортировали в СКО в 6 раз больше, чем в 2022 году, а именно – 6910,7 тонн. Один только холдинг «ЭкоНива» готов поставлять в Казахстан от 50 до 100 тонн сухого обезжиренного молока. Но сейчас немного о другом.
Молоко у наших фермеров стоит дороже, чем российское (предлагаемое на основе сухого молока). Разница примерно в 40 тенге. Выходит, мы развиваем российских молочников, а не своих?
Конкурировать на полках магазинов местным производителям становится сложнее. Очевидно, что потребитель сделает выбор в пользу более дешевого молока.
Что думают наши?
Директор одного из крупнейших молочных предприятий в СКО Геннадий Зенченко, конечно, высказывает свои опасения по поводу преобладания в торговых сетях чужой продукции. Однако, как опытный руководитель он прекрасно понимает, что юридически запретить экспорт дешевого молока из РФ будет очень сложно, и на данном этапе необходимо рассматривать проблему с другой стороны.
По мнению руководителя коммандитного товарищества “Зенченко и Ко”, отечественная продукция непродуманно и очень слабо представлена в торговых сетях не только СКО, но и по стране в целом.
Предприниматели искренне недоумевают: чем вообще занимается Министерство торговли в то время, как отечественная продукция вынужденно отходит на второй план по сравнению с продукцией из РФ? Ведь очевидно, что поддержка властей должна стать ключевым фактором для сохранения отечественного рынка. Если не ограничивают экспорт, то пусть хоть маркетологов грамотных найдут?
Все это похоже на один большой вызов: производители молочной продукции в Казахстане буквально теряют свой рынок в собственной стране?
Кстати, касаемо выхода на рынки Казахстана: Г. Зенченко однажды планировал сотрудничество с ритейлером в Алматы, однако узнав о том, что продукция производителя при правильных условиях хранится лишь до десяти-двенадцати дней, магазин отказался. Даже слушать дальше не стали…
По мнению Геннадия Геннадьевича, “торговым сетям необходимо напомнить, что такое Родина и здоровье нации”. Имеется ввиду, что большинству (не только в крупных городах) выгоднее хранить на своих полках восстановленное молоко, которое не требует даже холода. И потребителей к этому приучили, ведь так элементарно удобнее. Но полезно ли?
“Молока там нет”
Еще один крупнейший производитель молока в Северо-Казахстанской области – филиал компании “Масло-Дел”. Его руководство в лице Инны Пискуновой высказывает серьезные сомнения относительно качества ввозимого молока из России. По словам директора, “молоком там и не пахнет”.
“Масло-Делу” тоже приходится конкурировать с ценовой политикой российских и белорусских аналогов. Разговор с Инной Кестукисовной позволил выявить тревожные тенденции, такие как замедление продаж и простаивание запасов на складах.
О том, что импорт молочной продукции в Казахстан пора ограничивать говорят представители молочной индустрии не только нашего региона.
Какой вывод?
Итак, на сегодняшний день в Казахстане нет отлаженной системы контроля входящей молочной продукции. И это уже недобросовестная конкуренция…
Эксперты убеждены, что пока не заработают механизмы антидемпинговых расследований, на отечественного производителя будет оказываться сильное давление.
Радоваться такому могут только ритейлеры, которые с удовольствием становится дистрибьюторами импорта. Это дает дополнительную прибыль магазинам, соответственно, импортным продуктам предоставляются лучшие условия продажи. Можно ли их в этом винить?
Кстати, тот же Геннадий Зенченко высказывает предложение об установлении ограничения на добавление не более 5% к цене отечественной продукции. Он подчеркивает, что в Астане цены на молоко от Зенченко достигают 430-460 тенге, в то время как в Петропавловске – 330-338 в среднем. Очевидно, что торговля в стране находится в руках частных лиц, что создает ситуацию, в которую неудобно вмешиваться государству. Но более сбалансированные и эффективные рыночные условия в любом случае нужны. А еще нужны защитные механизмы от недобросовестных иностранных конкурентов, ну и хороший маркетинг, конечно же!
Остается надеяться на успешные переговоры представителей молочной отрасли региона с Премьером и министрами в ближайшее время.