В интервью с корреспондентом 7152.kz заместитель руководители управления образования СКО Динара Анафина говорит о ключевых изменениях в сфере защиты прав детей и образования в Северо-Казахстанской области.
– Динара Акановна, 2024 год принёс множество изменений в сфере защиты прав детей. Какие из них вы считаете наиболее значимыми?
– В 2024 году был принят ряд ключевых законов, которые значительно усилили защиту прав детей. Во-первых, это поправки в Закон «О правах ребенка в Республике Казахстан». Одной из главных инициатив стало создание института наставников. Теперь дети, оставшиеся без попечения родителей, могут рассчитывать на индивидуальную поддержку. Наставники будут помогать этим детям адаптироваться в обществе, давать советы, быть для них своеобразным ориентиром.
Во-вторых, в Закон РК по вопросам обеспечения прав женщин и безопасности детей внесены изменения, которые ужесточают ответственность за правонарушения в отношении детей. Например, за травлю несовершеннолетних теперь предусмотрена административная ответственность. Кроме того, с 2025 года в школах и колледжах области будут внедрены QR-коды. Они позволят учащимся мгновенно обратиться в единый республиканский контакт-центр «111» по вопросам семьи, защиты прав женщин и детей.
И, наконец, третий важный закон касается государственных наград, образования и защиты прав детей. Его ключевая идея – создание профессиональных приёмных семей и улучшение условий для детей-сирот. Мы надеемся, что это позволит многим детям обрести дом и заботу.
– Какая ситуация с детьми-сиротами и оставшимися без попечения родителей в регионе?
– В Северо-Казахстанской области на сегодняшний день проживает 344 ребёнка-сироты и детей, оставшихся без попечения родителей. Из них сирот – 14%. В 2024 году благодаря работе органов опеки и попечительства 21 ребёнок обрёл новую семью. Конечно, это важное достижение, но мы стремимся помочь каждому ребёнку.
К сожалению, есть случаи, когда дети проявляют девиантное поведение. В прошлом году трое несовершеннолетних были направлены в специальные школы. Это сложный, но необходимый шаг, чтобы обеспечить им правильные условия для коррекции поведения.
– Что нового появилось в воспитательной работе с детьми?
– Одним из наших ключевых достижений стал запуск Центра психологической поддержки. Этот центр помогает не только детям, но и родителям, а также педагогам. Его основная цель – создание единой системы психологической службы, которая укрепляет психологическое благополучие всех участников образовательного процесса.
Центр также оказывает анонимную помощь через круглосуточный «телефон доверия» по номеру 8 800 080 8150. Это особенно важно для детей, которые боятся или стесняются поделиться своими проблемами. За прошлый год Центр оказал методическую и консультативную помощь 402 человекам: из них 241 обучающемуся, 93 родителям и 68 педагогам.
Ещё одно новшество – программа «Біртұтас тәрбие». Она основана на ценностно-ориентированном и компетентностном подходах, которые способствуют формированию у детей навыков, необходимых для успешной жизни в современном обществе. Программа интегрирует обучение, воспитание и развитие, что делает её универсальным инструментом для формирования гармоничных личностей.
– Как организован летний отдых для детей?
– Летний отдых – это важная часть работы по воспитанию и оздоровлению детей. В 2024 году в области функционировали 10 лагерей, которые приняли 5842 ребёнка. На ремонт семи лагерей из местного бюджета было выделено 631,525 млн тенге.
В 2025 году мы снова планируем запустить 10 лагерей. Для подготовки трёх из них к новому сезону в бюджете уже запланировано 250 млн тенге. Наша цель – сделать так, чтобы отдых детей был не только интересным, но и максимально комфортным и безопасным.
– Безопасность детей в школах – важнейший вопрос. Что сделано в этом направлении?
– На сегодняшний день все 444 школы области оснащены системами видеонаблюдения. Всего установлено 10 820 камер, из них 4 449 цифровых и 6 371 аналоговая. Камеры установлены как внутри зданий (3 983), так и снаружи (6 837).
Системы оповещения работают в 352 школах, из них во всех 284 объектах учебно-типового оснащения (УТО) – это 100% соответствие требованиям.
Тревожные кнопки установлены в 349 школах, включая все 284 объекта УТО. Это позволяет мгновенно вызвать помощь в экстренных ситуациях.
Системы контроля и управления доступом (СКУД) внедрены в 102 школах, включая 85 объектов УТО. Эти системы помогают контролировать, кто и когда заходит в учебные заведения, что также повышает уровень безопасности.
К Центру оперативного управления (ЦОУ) подключены 270 образовательных организаций, из них 233 объекта УТО (82%). Кроме того, специализированная охрана имеется в 99 школах, из которых 85 – объекты УТО второй группы, что также соответствует 100% требованиям.
– Какие цели вы ставите на 2025 год?
– Мы продолжим развивать систему образования, уделяя особое внимание воспитанию детей, их психологическому и физическому благополучию, а также безопасности. Мы хотим, чтобы каждый ребёнок чувствовал себя защищённым, чтобы он мог расти в комфортных условиях и получать всестороннюю поддержку.
– Динара Акановна, спасибо за беседу!
– Спасибо вам! Мы всегда рады рассказать о нашей работе, ведь дети – это наше будущее, и мы должны сделать всё возможное, чтобы их жизнь была счастливой и безопасной.