Цифровизация
10:00, 13 февраля

Цифровая юстиция в СКО

Цифровизация
Цифровая юстиция в СКО

В Северо-Казахстанской области активно внедряются цифровые технологии, упрощающие доступ граждан к юридическим услугам, - передает корреспондент 7152.kz.

О том, как именно работает "цифровая юстиция", какие проекты уже запущены и чего ждать в будущем, мы поговорили с исполняющей обязанности руководителя департамента юстиции СКО Гульнарой Кожахметовой.

— Какие цифровые решения уже внедрены в работе департамента юстиции СКО?

— На сегодняшний день Департамент юстиции Северо-Казахстанской области оказывает 12 государственных услуг, которые доступны через Государственную корпорацию "Правительство для граждан", а также информационные системы "Государственная база данных", "Е-лицензирование", "Е-Апостиль" и на бумажных носителях. За 2024 год оказано 1223 услуги, из них 903 — через Госкорпорацию, 98 — посредством "Е-лицензирования", 11 — через портал электронного правительства, 73 — в бумажной форме. Жалоб на качество и сроки оказания услуг не поступало, все обращения были обработаны в срок.

— В каких направлениях ведется работа по повышению доступности юридической помощи?

— Департамент юстиции активно внедряет дистанционные формы консультирования. У нас работает сектор "Горячая линия", где граждане могут получить правовую консультацию по телефону (33-23-80; 33-37-32; 33-26-35) или через WhatsApp (8705 320 83 28, 8707 956 67 36). Кроме того, на веб-сайте Департамента регулярно обновляется информация о предоставляемых государственных услугах.

— Какие цифровые новшества появились в исполнительном производстве?

— Одним из значимых нововведений стал проект "Робот судебного исполнителя", запущенный в январе 2024 года Министерством юстиции совместно с Республиканской палатой ЧСИ. Этот цифровой инструмент существенно упростил процесс взыскания задолженностей, исключив необходимость личного контакта граждан с судебными исполнителями. Робот направляет уведомления должникам через SMS (1414) и push-уведомления в EGov Mobile, накладывает арест только на один банковский счет в пределах суммы долга, а также позволяет оплачивать задолженность онлайн с автоматическим снятием всех ограничений.

Ранее при несвоевременном погашении задолженности гражданам приходилось дополнительно оплачивать до 25% от суммы штрафа частным судебным исполнителям. Теперь процесс стал более прозрачным, удобным и экономически выгодным.

— Как развивается проект "Е-заң көмегі"?

— "Е-заң көмегі" — это система автоматизированного взаимодействия адвокатов и юридических консультантов с участниками судебных процессов. В ней уже автоматизирован процесс гарантированной государственной юридической помощи (ГГЮП) по уголовным и гражданским делам. Например, теперь органы уголовного преследования вызывают адвокатов через систему, исключая возможность выбора "удобного" защитника.

В 2024 году запланировано внедрение чат-бота с искусственным интеллектом, который в режиме 24/7 сможет отвечать на юридические вопросы граждан. При необходимости он сможет соединить пользователя с оператором правовой службы через видеозвонок, что особенно важно для граждан, имеющих право на бесплатную юридическую помощь. Уже в этом году департамент юстиции оказал помощь 16 602 гражданам в рамках ГГЮП.

— Как работает система "Е-нотариат"?

— "Е-нотариат" — это единая нотариальная информационная система, которая позволяет выдавать доверенности и согласия супругов в онлайн-режиме посредством видеозвонка. За 2024 год нотариусами области удостоверено 210 доверенностей и выдано 249 согласий. Это существенно экономит время граждан и делает услуги нотариуса более доступными.

— Расскажите о проекте "Кабинет права".

— "Кабинет права" — уникальная инициатива, направленная на повышение правовой грамотности сельского населения. В каждом из 181 сельского округа Северо-Казахстанской области создан правовой кабинет, расположенный в здании акимата. Там обеспечен доступ к информационным системам "Әділет" и "Е-өтініш", а также размещены материалы по законодательству. Граждане могут получить консультации без необходимости выезжать в районный центр.

Для удобства жителей разработаны сайты и мобильные версии, а также внедрены QR-коды, позволяющие быстро получить доступ к государственным базам данных и правовой информации. Это особенно важно для сельских жителей, которым теперь не нужно тратить время и деньги на поездки.

— Каковы основные итоги цифровой трансформации юстиции в СКО?

— Внедрение цифровых технологий значительно повысило доступность юридической помощи для граждан. Теперь даже в отдаленных населенных пунктах можно получить правовую консультацию, оформить документы онлайн и воспользоваться государственными услугами без бюрократических проволочек. Это снижает нагрузку на ведомства, делает процесс более прозрачным и удобным для населения.

Если вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редакции
#цифровизация #СКО #юстиция

Комментарии

Объявления
live comments feed...